Банный жадеит
Камень для бани
и сауны |
Пироксенит
«Черный принц»
Камень для бани
и сауны |
Стоун
терапия
Наборы из жадеита
для стоун терапии |
Облицовочные
материалы
Плитка, печные облицовки
|
Каталог продукции
|
Жадеитовые топоры
На выставке «Золото Трои» в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в самом центре зала можно увидеть 4 каменных молота-топора. Спектральный анализ показал, что материалом одного из них послужил жадеит. Определение источника жадеита для этого топора вполне заслуживает отдельного серьезного исследования, потому что он отнюдь не очевиден и может пролить свет на культурные связи между Троей и другими регионами Евразии.
Царские топоры были частью найденного Генрихом Шлиманом в 1890 году клада, относящегося ко времени существования Трои II (2600—2300 гг. до н. э.). Некоторые исследователи полагают, что сами топоры были сделаны в более позднюю эпоху и впоследствии закопаны в землю, попав таким образом в более древний исторический слой. Но даже в этом случае их возраст датируют II тысячелетием до н.э. По прошествии более 100 лет уже утихли споры и по поводу личности самого Шлимана, и о происхождении клада, и о троянских раскопках в целом. Стало очевидно, что эти находки – часть культурного наследия человечества. А когда клад был только обнаружен, нашлись скептики, утверждавшие, будто в те далекие времена человечество не обладало достаточными технологиями для создания подобных шедевров.
В древнем мире топоры являлись универсальным символом божественной силы и власти. Постепенно значение символа расширяется, топор начинают воспринимать и в качестве средства защиты от потусторонних сил, от разрушительных сил мира мертвых. Эта составляющая выходит на первый план, особенно в земледельческих культурах, где топоры начинают связывать с жертвенной смертью ради даруемого богами плодородия, с возрождением к вечной жизни после смерти. Таким образом, топор часто становился сакральным орудием верховного жреца, совершавшего ритуал, где решалась судьба жертвы.
Молоты-топоры были сделаны в эпоху средней или поздней бронзы (2000-1500 гг. до н.э.), однако материалом для них был выбран камень. Это не случайно. С самых древних времен сакральные объекты изготавливались исключительно из камня: существовало особое табу на металл при создании предметов, которые предназначались для обрядов жертвоприношения. И чем выше была значимость этого предмета, тем дороже и ценнее был камень, из которого его вырезали. Поэтому выбор такого дорогого самоцвета, как жадеит, который, как известно, по представлениям древних имел божественное происхождение, говорит о высоком статусе этого молота-топора. Этот камень у многих народов был магически связан с разными важными этапами человеческого пути, начиная от рождения и свадебных ритуалов до погребения. И если в каменном веке из жадеита делали еще обычные орудия, то в дальнейшем на территории современной Европы он служил материалом исключительно для обрядовых предметов, предметов культа, а не повседневных вещей, что подтверждается находками как на континенте, так и на островах.
Внешний вид жадеитового топора поражает своим совершенством. Очевидно, что он не использовался непосредственно в качестве боевого оружия. Он мог быть царским атрибутом. Скорее всего этот молот-топор изначально был изготовлен для ритуальных целей, но выяснить, в каком именно ритуале он использовался, ученым пока не удалось.
Все 4 молота-топора имеют одинаковую слегка изогнутую форму, на одном конце которой расположено каменное лезвие топора, на другом – молот. В центральной части есть круглое отверстие для рукояти. Возможно, она была деревянной, и поэтому не сохранилась за прошедшие 4 тысячи лет. Жадеитовый топор отшлифован очень тщательно, до зеркального блеска, что создает особенно интересный эффект на выступающих частях фигурной отделки. Декоративные шишечки сверкают в свете музейных софитов, словно крупные бриллианты. Жадеит настолько прочный и крепкий камень, он так хорошо держит полировку, что за прошедшие тысячелетия полированная поверхность топора ничуть не утратила своей первоначальной безупречности. Помимо прочего, жадеит весьма сложный в обработке камень из-за своей твердости (7-7.5 по шкале Мооса), поэтому очевидно, что цивилизация, которая обладала технологиями, позволяющими выполнить такую точную и элегантную работу, явно достигла довольно высокого уровня развития. |
Все права защищены © 2009 Jadeite | дизайн сайта DiViER |